Появляться с сигаретой на съемке для курильщиков было не только удобно, но и выгодно.
Табачные фирмы выплачивали крупные суммы актерам "Золотого века" американского кинематографа за рекламу своей продукции.
Корпоративные документы, опубликованные в связи с судебными исками о
вреде курения, показали, насколько тесным было сотрудничество между
табачной индустрией и киностудиями.
Одна из компаний только за один год заплатила кинозвездам более 3 млн. долларов в современном эквиваленте.
Эксперты из журнала Tobacco Control утверждают, что классические
картины 1930-х, 40-х и 50-х годов по сегодняшний день помогают
продвигать на рынке табачную продукцию.
Практически все громкие имена, занятые в киноиндустрии
1930-1950-х годов, были вовлечены в платную рекламу сигарет, говорят
специалисты из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.
В распоряжение исследователей попали рекламные контракты тех
времен, с помощью которых стало возможно определить, какие тогда
производились выплаты.
Согласно проведенному исследованию, среди звезд, готовых
рекламировать курение с экрана, были Кларк Гэйбл, Кэри Грант, Спенсер
Трэйси, Джоан Кроуфорд, Джон Уэйн, Бетт Дэвис и Бетти Грэйбл.
Сколько платили звездам за рекламу сигарет
Крупные гонорары
Сделки, заключенные еще в самом начале эры "звукового" кино,
свидетельствуют, в частности, что звезда "Певца джаза" Ал Джолсон
убеждал публику покупать сигареты Lucky Strike.
"Замечательный аромат Luckies так же сладок и нежен, как лучшая
в истории песня "Мамми" [популярный в то время хит Джолсона]", -
заверял исполнитель.
Один из самых интересных документов, оказавшихся в руках
ученых, - список гонораров, выплаченных в течение одного года различным
звездам концерном American Tobacco, производителем Lucky Strike.
Кинодивы Кэрол Ломбард, Барбара Стэнвик и Мирна Лой получили за
рекламу этой марки сигарет по 10 тыс. долларов, что равносильно
сегодняшним 150 тысячам. Столько же заработали Кларк Гэйбл, Гэри Купер
и Роберт Тэйлор.
Общая сумма выплат составила за год 3,2 млн. долларов в современных деньгах.
Реклама по радио
В некоторых случаях табачные фирмы платили киностудиям за
создание радиопередач, в которых звезды выступали с рекламными
заявлениями.
American Tobacco перечислил студии Warner Brothers эквивалент
13,7 млн. долларов за выходившую в 1937 году радиопередачу Your
Hollywood Parade, а также спонсировал производство шоу Джека Бенни в
1940-1950-е годы.
В этой развлекательной передаче с заранее подготовленными рекламными воззваниями выступали такие звезды, как Лорен Баколл.
Исследователи во главе с профессором Стэнтоном Глантцем считают,
что многомиллионные вложения табачных гигантов в Голливуд приносят
плоды и сегодня, несмотря на негласный запрет на пропаганду курения в
кино.
По словам экспертов, вид курящих актеров на экране может пристрастить молодежь к этой вредной привычке.
В исследовании говорится, что "сегодня, как и в 1930-х, ничто не
мешает участникам табачного производства оказывать разностороннее
влияние на киноиндустрию".
Такие классические киноленты, как "Касабланка" и "Вперед,
странник!", а также броские афишы помогали "формировать чувство
всеобщей терпимости" к курению на экране, отмечают специалисты.
Британская организация по борьбе с курением ASH допускает, что
полностью запретить в кино сцены с курением невозможно, но намерена
добиваться включения в преамбулы к фильмам титров с предупреждением о
вреде табака.
Гонорары за рекламу Lucky Strike в 1937/38 году
Актер
|
Заплачено в $$ (совр. эквивалент)
|
Гэри Купер
|
10,000 (146,583)
|
Джоан Кроуфорд
|
10,000 (146,583)
|
Генри Фонда
|
3,000 (43,975)
|
Кларк Гэйбл
|
10,000 (146,583)
|
Боб Хоуп
|
2,500 (36,646)
|
Гертрюд Лоуренс
|
1,750 (25,652)
|
Кэрол Ломбард
|
10,000 (146,583)
|
Мирна Лой
|
10,000 (146,583)
|
Фред Макмаррэй
|
6,000 (87,950)
|
Рэй Милланд
|
2,000 (29,317)
|
Джордж Рафт
|
3,000 (43,975)
|
Эдвард Робинсон
|
3,000 (43,975)
|
Барбара Стэнвик
|
10,000 (146,583)
|
Глория Суонсон
|
1,500 (21,988)
|
Роберт Тэйлор
|
10,000 (146,583)
|
Спенсер Трэйси
|
10,000 (146,583)
|