Здесь
вы найдете информацию общего характера, которая поможет вам выделить
элементы, необходимые для планирования занятий и их оптимизации.
Предлагаемые материалы подготовлены на
базе книги «New Year and Day of Atonement: Program Material for Youth
and Adults» ["Новый год и День искупления: программные материалы для
детей и взрослых"], Jewish Center Division, National Jewish Welfare
Board, New York.
Введение
РОШ-А-ШАНА (буквально - "глава [начало]
года") - это один из самых торжественных дней еврейского календаря. Он
также известен под названиями:
ЙОМ ТРУА - День трубного звука (трубление в шофар)
ЙОМ А-ЗИКАРОН - День памяти
ЗИХРОН ТРУА - Дань трубящим
ЙОМ А-ДИН - День суда
РОШ-А-ШАНА празднуется в начале
седьмого месяца еврейского календаря - Тишрей, причем верующие
ортодоксального и консервативного направлений отмечают праздник в
течение двух дней, а реформисты - один день.
Библия провозглашает первым месяцем
года Нисан, тогда как Тишрей считается началом "гражданского года",
поскольку это был месяц Творения, месяц начала юбилейного года, когда
рабы отпускались на волю, а собственность возвращалась ее исходным
владельцам.
Происхождение праздника
Праздник РОШ-А-ШАНА определен в следующем стихе из Библии:
"И в седьмом месяце (т.е. в месяце
Тишрей, поскольку счет идет от Нисана), в первый день месяца, будет у
вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот
день трубите в шофар..." (Числа 29, 1).
В отличие от других праздников, РОШ-А-ШАНА не связан ни с историей, ни с сельскохозяйственной деятельностью.
Идея Нового года - ЙОМ А-ДИН, "День
суда", когда Творец судит все человечество и судьба каждого
записывается в Книге жизни - это идея раввинистическая по
происхождению, основанная на следующих стихах:
"Трубите в новомесячие трубою, в
определенное время, в день праздника нашего: ибо это закон для Израиля,
заповедь от Бога Иаковлева" (ТЕИЛИМ [Псалмы] 80, 4-5)
Празднование
На протяжении всего месяца Элул,
непосредственно предшествующего празднику Рош-а-Шана, многие евреи
заняты подготовкой к празднованию.
Весь месяц по будним дням,
после утренней молитвы, в синагогах трубят в шофар, чтобы призвать
молящихся к серьезным размышлениям.
Начиная с воскресенья перед
РОШ-А-ШАНА, ежедневно, в период между полуночью и рассветом, читаются
молитвы о прощении (слихот). Если Новый год приходится на понедельник
или вторник, то чтение слихот начинается с воскресенья предыдущей
недели.
Посылаются специальные открытки родным
и знакомым, с пожеланиями хорошего и сладкого года. Существует обычай
поздравлять друг друга традиционной фразой "Ле-шана това тикатеву
ве-тихатему" - "На будущий год да будет доброе определение о вас
записано [в Книге жизни] и скреплено печатью".
Празднование дома
Обычаи и обряды празднования в домашней обстановке также связаны с идеей благоприятствия в грядущем году.
В канун РОШ-А-ШАНА зажигаются
праздничные свечи, говорится кидуш (освящение праздника над бокалом
вина), принято есть ломтики яблок, обмакивая их в мед - при этом
произносится формула: "Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, чтобы Ты
дал нам хороший и сладкий год".
Принято обмакивать в мед и хлеб, также в надежде, что наступающий год будет сладок.
Во
время трапезы второго праздничного вечера едят те плоды, которых еще ни
разу не пробовали в этом году, и при этом произносится соответствующая
бенедикция.
У сефардских евреев имеется специальный порядок празднования РОШ-А-ШАНА, сходный с пасхальным седером и седером ТУ БИ-ШВАТ.
Молитва
В РОШ-А-ШАНА религиозным законодательством запрещена почти всякая работа, в эти дни евреи молятся в синагогах.
Евреи молятся за жизнь и благополучие
людей и за мир для всего человечества. Одна из наиболее важных молитв -
"У-НЕТАНЕ ТОКЕФ" - "Мы будет праздновать святость этого дня, внушающего
нам трепет и благоговение". Молитва говорит о дне Страшного суда и
заканчивается известными словами: "Но покаяние, молитва и милосердие
отвратят злую волю".
Мальхиот, Зихронот и Шофрот - это
молитвы, говорящие о принятии царства Божьего: (Мальхиот), мольба о
Божественном провидении в память (Зихронот) о достоинствах наших
предков и в надежде, что жизнь и мир воцарятся во всем мире, о чем
протрубит шофар (Шофрот).
Звуки шофара, призывающие молящихся к
покаянию, звучат до, во время и после дополнительной службы (Мусаф), за
исключением тех случаев, когда РОШ-А-ШАНА приходится на шабат. Должно
раздаться - с определенными интервалами - до 100 звуков шофара,
пробуждающих человека к раскаянию. При звуках шофара молящиеся стоят в
полном молчании.
Звуки шофара бывают трех видов:
Ткиа - протяжный, непрерывный, резко обрывающийся звук
Шварим - три звука, разделенные короткими интервалами
Труа - девять коротких звуков
Последний, долгий звук ткия, носит название Ткия гдола
Обряд ташлих
В первый день РОШ-А-ШАНА, после
полудня, многие евреи идут на берег реки и читают там стихи из книг
Пророков и Псалмы. Потом они встряхивают полы одежды и произносят при
этом стих из пророка Михея "и Ты бросишь на дно моря все их грехи" (Мих
7, 18). Этот обряд называется ташлих.
Десять дней покаяния
После РОШ-А-ШАНА начинаются Десять дней
покаяния (трепета), самый суровый период еврейского года, когда каждый
человек должен предаваться покаянию и глубокому осмыслению своей жизни.
Суббота, приходящаяся на один из этих
десяти дней, называется Суббота покаяния (ШАБАТ ТШУВА), потому что
чтение из Пророков во время утренней молитвы начинается словом тшува
(буквально "возвращение") - призыв вернуться к Богу.