Бутилированная вода высокой степени очистки берется из…
крана! Фактически, мы покупаем в бутылках ту же воду, что течет в городских
водопроводах. Такое заявление сделал глава Мосводоканала Станислав Храменков.
Впрочем, такой бизнес распространен во всем мире. По словам
Храменкова, «в США 40% всей бутилированной воды разливается из городского
водопровода. На популярную там марку «Аквафина» (фирма «Пепси») приходится 24 %
продаж, 13 % рынка занимает марка «Дасани» («Кока-Кола»). В обоих случаях
содержимое бутылок – вода из-под крана, но после дополнительной очистки.
Работающие на российском рынке компании тоже не скрывают того, что продают
водопроводную воду», – рассказал чиновник журналистам.
«Это правда», – поддерживает Храменкова собеседник Bigness.ru – вице-президент «Союза производителей
бутилированных вод» Вадим Алтаев. «Действующие в нашей стране
санитарные нормы и правила (СанПиН), которые устанавливают требования к
безопасности бутилированной воды, допускают использование этой жидкости из
систем муниципального водоснабжения. Примерно половина российских
производителей пользуется таким способом», – поделился эксперт с нашим
порталом.
«Бизнес на воде», безусловно, выгоден, говорит он. Водопроводная
вода уже прошла несколько стадий очистки, перед тем как попасть к нам в кран,
объясняет эксперт. Чтобы она соответствовала ГОСТу и СанПиНу бутилированной, ее
осталось лишь очистить от хлора и механических примесей, например, ржавчины.
Продукт готов к розливу.
Прежде всего, такой бизнес выгоден «недобросовестным»
производителям воды в емкостях для офисных кулеров. «Стандартные 19 литров
стоят в среднем 100 рублей. При этом сама пустая бутылка – «оборотная». Тару не
приходится обновлять часто, потребители обычно ее возвращают производителю.
Даже при минимальной очистке водопроводная вода может вписаться в стандарты для
«бутилированной». В погоне за прибылью предприятия могут зарабатывать с этих
100 рублей более 50%», – говорит вице-президент «Союза производителей
бутилированных вод».
Естественно, так поступают не все. По словам Алтаева, на серьезных
предприятиях уровень рентабельности составляет уже порядка 10-12%. Такой
производитель, дорожа имиджем, вкладывается в более серьезную очистку. На этих
заводах, как правило, грамотный персонал, у них должным образом оформлены
документы.
Свидетельства госрегистрации питьевой воды на сегодня выданы 116
организациям. Их список можно изучить, заглянув на сайт Роспотребнадзора.
Однако поручиться за каждого из зарегистрированных в официальном
органе наш собеседник не берется. Основная мотивация производителя –
максимальная прибыль, он всегда может сэкономить на качественных очистных
сооружениях. И хотя Роспотребнадзор пристально контролирует их деятельность, за
всеми, что говорится, не уследишь. Не исключено, что в бутылку может попасть и
хлорированная вода прямиком с городского водопровода.
Раз вода из-под крана, отчего же производитель не информирует об
этом потребителя, а пишет: «вода из подземного источника» или «вода из
артезианской скважины»? В этих словах вовсе нет обмана, уверяет Вадим Алтаев.
Из-под крана воду берет только половина производителей, значит, у остальной
половины, возможно, есть свои скважины.
Что касается тех, кто пользуется услугами водоканалов, тоже вряд
ли обманывают. Значит, водоканал берет воду из подземного источника. Дело в
том, что в ГОСТе Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для
потребителей» нет понятия «вода из-под крана», вот производитель и
указывает тот источник воды, который является более привлекательным с точки
зрения имиджа.
Хотя «истинный» источник на бутылке все же указывается. ГОСТ на
бутилированную воду диктует необходимость нанесения на этикетку номера
технических условий (ТУ). Сами технические условия – это документы, в которых
производитель пишет, из чего готовится продукт. Зачастую символы на упаковке
совершенно непонятны покупателю», – просвещает Алтаев.
С точки зрения закона, ни о каком нарушении прав потребителей в
этом случае и речи быть не может. С другой стороны – это совершенно
безнравственно, говорит наш собеседник. Именно поэтому «Союз производителей
бутилированных вод» лоббирует наряду с обязательной добровольную сертификацию
компаний.
Наличие этого документа будет говорить о том, что производитель не
виляет хвостом перед покупателем, а указывает правдивую информацию. Сегодня же,
чтобы докопаться до истины – «что же все-таки налито в бутылку?», потребителю
нужно провести целое расследование. Не факт, что оно привет к желаемому
результату.
Однако это не говорит о том, что покупать воду в бутылках не
стоит. Пусть она из-под крана, но в большинстве своем – гораздо чище
водопроводной. Опасную для здоровья воды до сих пор на рынке не обнаруживали.
А если в воде и есть какие-то посторонние примеси, тоже не беда. В
последнее время все больше ученых и медиков склоняются к тому, что природная
(неочищенная) вода куда полезнее для здоровья, нежели дистиллированная,
подводит итог наш собеседник.
Наталья Трефилова
|